Референдум-2022: сколько людей пришло к урнам?
Как на самом деле прошел референдум по внесению поправок в беларусскую Конституцию?Мы подготовили цикл статей на основе данных мартовского опроса Chatham House.
Перед вами вторая статья из пяти.


Директор "Белорусской инициативы" Chatham House и основатель Центра новых идей
Рыгор Астапеня
17.05.2022

Фото: 25.by
В феврале 2022 года на референдум об изменении Конституции предположительно пришёл лишь каждый второй беларус. Декларируемая явка оказалась значительно (на 28%) меньше, чем явка на президентские выборы 2020 года (по данным предыдущих опросов Chatham House она составила 75%).

Еще 20% городского населения заявило, что они не пошли на избирательный участок принципиально. Эту опцию можно расценивать как политический выбор: такие люди не связывают свой выбор с отсутствием времени/интереса.
Факт посещения референдума коренным образом отличается в зависимости от политических предпочтений:

● База Лукашенко и Демократическое Ядро – сегменты, обеспечившие наибОльшую явку на референдум. Яркие различия между ними проявляются в доле бойкотчиков: в то время, как в Базе бойкотирующих референдум практически нет, в Ядре протеста каждый третий заявил, что не пошел на референдум принципиально.

● Вопросы вызывает поведение людей, которые разделяют идеи протеста, но не заявляют об активном участии в нём (сегмент сочувствующих): ожидалось, что они будут вести себя аналогично Ядру. Вместо этого, они скорее выбирали стратегию бойкота (42%) и реже всех (даже молчаливого сегмента) ходили на референдум. Гипотетически, такое поведение объясняется либо их полным разочарованием в каких-либо мероприятиях, организованных властями («Идти на референдум бессмысленно»), либо смещением внимания с референдума на войну («Референдум – бессмыссленое/неэтичное мероприятие во время войны», «Лучше я потрачу свои ресурсы на нечто другое, нежели на поход на референдум»).

● Схожее поведение продемонстрировали Авторитарный и Молчаливый сегменты: они поровну разделились на тех, кто пошёл и тех, кто не пошёл по причине отсутствия интереса/возможности. В отличие от Ядра и Базы, такое поведение вряд ли ведёт к последующей мобилизации, отслеживанию судьбы своего голоса. Это скорее поведение «Сходил, потому что надо».

Относительно выборов-2020 явка снизилась как среди работников государственных, так и частных компаний. Однако если явка частных компаний снизилась в 2 раза (с 73% до 36%), то явка работников госкомпаний снизилась меньше (с 80% до 64%). Можно говорить о том, что государство не потеряло декларируемую поддержку работников госпредприятий.
Большинство участников референдума проголосовало в основной день (27 февраля) – 65%. Беларусы, представляющие Демократическое ядро выбирали основной день намного чаще (90% случаев), а все остальные сегменты довольно часто посещали референдум досрочно (~33%): демократические силы успешно поддерживают идею не голосовать досрочно среди своих сторонников, но коммуникация с другими сегментами (в том числе с Сочувствующими) малоэффективна. Досрочное голосование особенно популярно в малых городах с населением 5-50 тысяч человек (44% голосующих).
В какой день голосовали беларусы?
Неожиданный результат даёт возрастной разрез: люди старше 55 лет намного чаще выбирают именно основной день голосования (81%). Намного чаще других досрочное голосование посещает молодёжь (особенно люди 25-34 лет, 38%). Важно отметить, что любые возрастные различия могут быть обусловлены особенностями выборки онлайн: люди старшего возраста, активно пользующиеся интернетом, могут сильно отличаться от людей старшего возраста, которые интернетом не пользуются или пользуются редко.

***
Chatham House опросил 896 респондентов с 5 по 14 марта 2022. Наша выборка соответствует структуре городского населения Беларуси и скорректирована по полу, возрасту, размеру населенных пунктов и уровню образования.
Вам также может понравиться