Два измерения политического пространства: беларусы между Лукашенко и усталостью
Общепринята трехчленная классификация политического поля Беларуси — края, полюсы политического спектра, горячие противники и сторонники действующей власти, и середина между ними. Но насколько адекватны беларусской социально-политической реальности одномерные модели? Или иначе говоря, почему «нейтралы» нейтральны?
политический обозреватель Радыё Свабода, кандидат физико-математических наук
Юрий Дракохруст
14.11.2022

Фото: Павел Кричко
Общепринята трехчленная классификация политического поля Беларуси — края, полюсы политического спектра, горячие противники и сторонники действующей власти, и середина между ними.

Это середину по-разному называют - «болото», «нейтралы», умеренные и т. д. В ряде исследований сама середина подразделяется на несколько групп. Однако во всех моделях пространство политического одномерно, все классификации описывают континуум отношения к власти — от безоглядной поддержки до категорического неприятия.

Но насколько адекватны беларусской социально-политической реальности одномерные модели? Или иначе говоря, почему «нейтралы» нейтральны?

В дальнейшем исследовании мы будем использовать данные онлайн опроса горожан Беларуси, проведенного Chatham House в августе 2022 года. Мы выбрали 21 переменную, которые характеризуют отношение респондентов к разным аспектам политического процесса в стране.

Первым этапом исследования был факторный анализ этих переменных (метод главных компонент, вращение методом варимакс с нормализацией Кайзера). Этот анализ дает два фактора, которые объясняют 62% суммарной дисперсии исходного набора переменных. При этом на первый фактор приходится 50% суммарной дисперсии, на второй - 12%.

Факторные нагрузки, большие 0.5, описаны в нижеследующем графике.
Из графика видно, что переменные, имеющие высокие факторные нагрузки на первый фактор — это переменные, характеризующие отношение к субъектам политического процесса — к власти и ее оппонентам и к их действиям. В то же время переменные, у которых значительные факторные нагрузки на второй фактор — те, которые описывают отношение респондентов к политике как таковой, их интерес к политике.

Проделанный факторный анализ уже выявляет второе измерение политической реальности в Беларуси, несводимое к отношению к субъектам политического процесса.

Далее в ходе исследования на факторах, описанных в Таблице 1, был проведен двухэтапный кластерный анализ. Он позволяет описать структуру этого двумерного пространства и оценить размеры групп с различным сочетанием указанных выше факторов.

Алгоритм двухэтапного кластерного анализа определяет оптимальное количество кластеров и формирует их состав. В данном случае наиболее адекватное количество факторов — 5.

Каждая из 21 переменных, фигурирующих в Таблице 1, имеет три значения — отрицательный ответ, «затрудняюсь ответить» и положительный ответ. Для каждой из них индексом назовем разность между долями положительных и отрицательных ответов. Индекс может принимать значения от -1 (если все ответы отрицательные) до 1 (если все ответы положительные).

В нижеследующей таблицы приводятся значения индексов, соответствующих каждой переменной, для каждого кластера.
По всем первым 17 вопросам, определяющим отношение к субъектам политики и их действиям, пять кластеров выявляют монотонное изменение от почти поголовного неприятия власти до ее столь же единодушной поддержки. При этом средний кластер — это не отсутствие политической позиции и не близкий к нулю баланс положительных и отрицательных ответов.

В среднем оценки политического пространства и его субъектов представителями этого кластера — заметно сдвинутые в сторону отрицательных оценок власти, поэтому этот кластер назван «Умеренные противники власти». Однако средняя степень оппозиционности этого кластера — ниже, чем не только кластера «Ярые противники власти», но и кластера «Неангажированные противники власти».

Крайние кластеры - «Ярые противники власти» и «Ярые сторонники власти» - характеризуются не только практически единодушной приверженностью своим политическим позициям, но и чрезвычайно высоким интересом к политике. Об этом свидетельствуют их средние ответы на последние 4 вопроса Таблицы 2, измеряющие как раз этот интерес.

При всей противоположности своих политических взглядов в ответах на вопросы об интересе к политике как таковой представители крайних кластеров очень похожи - и те и другие от политики не устали.

Кластеры « Неангажированные противники власти» и « Неангажированные сторонники власти» отличаются от крайних кластеров двояко. Во-первых, их средняя оппозиционность и соответственно лояльность власти ниже, чем у ярых противников и сторонников власти. По некоторым вопросам из первых 17 в Таблице 2 — лишь незначительно ниже, по некоторым — существенно ниже.

По вопросам об оценках действий правоохранительных органов при подавлении протестов и справедливости белорусской судебной системы баланс ответов
«Неангажированных сторонников власти» вообще имеет знак, противоположный знаку ответов «Ярых сторонников власти»: среди «Неангажированных сторонников власти» больше тех, кто считает, что правоохранители перебирали с жестокостью, а белорусская судебная система несправедлива. Тем не менее, по большинству вопросов о политическом поле позиции «ярых» и «неангажированные» имеют один знак, только они менее выражены.

Однако по уровню интереса к политике «ярые» и «неангажированные» - это небо и земля. «Неангажированным» политика малоинтересна как таковая, они или устали от нее или давно (а может быть и всегда) равнодушны к ней. При этом, как было отмечено выше, насчет того, какая «команда» для них своя, они имеют вполне определенное представление, им просто не очень интересна эта «игра» сама по себе.

Неангажированность в данном случае понимается именно как низкий уровень интереса, а не как невовлеченность в политическое действие. Собственно уровень практического участия в политике в нынешней Беларуси невысок и среди «ярых» сторонников и противников власти.

Ну и наконец «Умеренные противники власти» - кластер, средний по обоим параметрам, и по отношению к субъектам политического поля, и по интересу к политике как таковой. Они не настолько устали от политики, как «неангажированные», но их политические взгляды определенные, выраженные в наименьшей степени среди всех 5 кластеров.

Эта двумерная структура общественного сознания представляет и самостоятельный интерес, любопытно, как устроено беларусское общество. Однако для различных политических сил она может иметь и практическое значение, она дает представление о резервах, которые могут быть мобилизованы противоборствующими силами беларусского политического поля.

И дело не только в том, как эти силы могут заинтересовать «неангажированных», «усталых», разбудить «уснувших». В 2020 году общество разбудила не столько чья-либо целенапаравленная информационная политика, сколько ситуация, совместное воздействие нескольких факторов — относительной либерализации, проводимой на протяжении нескольких лет, эпидемии ковида и избирательной кампании.

Так и в будущем, под воздействием различных факторов, например, таких как война и экономические проблемы, «усталые» могут «отдохнуть», а «уснувшие» - «проснуться».

Вам также может понравиться